Мы регулярно говорим, что производителям моторных масел не стоит верить на слово! И дело не в том, что кто-то обязательно врёт или преувеличивает. Просто зачем верить, если можно ПРОверить? Протоколы испытаний разных моторных масел часто находятся в общем доступе, причём их готовят независимые лаборатории – берите и сравнивайте, и тогда качество конкретного продукта не будет вызывать вопросов.
Конечно, для этого нужно научиться читать эти анализы, понимать, что значат все критерии, какой показатель означает «хорошо», а какой – не очень. Подробный разбор масла «на молекулы» в нашем ликбезе.
Начнем с самых важных составляющих — всеми известных физико-химических свойств. Они во многом зависят от базовой основы масла: минеральной, полусинтетической, гидрокрекинговой и ПАО, или их комбинаций.
Плотность при 15°C
Параметр, который первым подскажет, какой тип масла перед вами. А также тот факт, насколько хорошо масло будет обеспечивать надежную смазку деталям ДВС и как эффективно будет происходит отведение тепла и охлаждение мотора.
Для минералки диапазон плотности составляет 875-856 кг/м3. Для синтетики 840-860 кг/м3. С пробегом плотность будет расти.
Вязкость кинематическая при 40°C
Расскажет, как свежее масло поведет себя при пуске на «холодную» и при последующем прогреве мотора. Иными словами, этот параметр характеризует густоту масла и сопротивление трения деталей двигателя. А также способность экономить топливо при прогревах, снижая еще и шумность ДВС.
В процессе эксплуатации масло разбавляется топливом, и показатели вязкости при 40°C падают. Хотя бывают и обратные случаи, если вовремя не сменить масло, и оно настолько забьется продуктами сгорания, что превратится в густой полимер.
Вязкость кинематическая при 100°C
Регулируется стандартом SAE. Именно ее показатели определяют к какому классу вязкости относится масло.
Высокие показатели гарантируют хорошие защитные качества, но вырастет и сопротивление деталей, а значит появится перегрев и расход топлива. Если цифры близки к нижней границе, то масло будет хорошо проникать между деталями, снизится расход горючего, но при усиленной эксплуатации увеличится трение, т.к. масло не сможет обеспечить должную защиту. Лучше выбирать золотую середину, но не забывать о манере езды.
Когда показатели в отработанной пробе масла выходят за установленные рамки, то в анализе это фиксируется желтым или красным маркером (желтый или красный уровень опасности). Значит масло пора менять.
Вязкость динамическая CCS и MRV
CCS (Cold Crank Simulator) – имитатор запуска холодного двигателя, определяет динамическую вязкость моторного масла, т.е., как масло будет прокручиваться в морозы и при каких температурах пуск будет возможен.
MRV (Mini Rotary Viscometer) – тест на прокачиваемость, или насколько хорошо маслонасос прокачает загустевшее масло.
Оба показателя зависят от класса вязкости по SAE и от базовой основы. Так, ПАО и синтетика лучше сохраняют текучесть в мороз, чем «минералка» и «полусинтетика». Поэтому, чем дальше показатели CCS и MRV, тем лучше.
Индекс вязкости (Viscosity Index - VI)
Покажет зависимость вязкости масла от температуры. Чем выше индекс, тем стабильнее масло, т.е. параметры вязкости меньше изменяются при высокой температуре. А значит диапазон температур, в котором можно использовать такое масло, шире.
Обычно разбег в показателях от 140 до 180 единиц, но есть масла на основе ПАО и эфиров с индексом 200 единиц и выше.
Температура вспышки (flash point)
Этот параметр характеризует летучесть масла и уровень чистоты базы. Чем выше вспышка, тем чище основа и медленнее испарение. И наоборот — чем ниже цифры, тем интенсивнее испарение масла, а также больше грязи: золы, сажи и других продуктов сгорания.
Качественные моторные масла имеют температуру вспышки от 220 °C и выше.
Температура застывания (pour point)
Этот показатель подскажет при каких температурах масло теряет свою текучесть и превращается в загустевшую пластичную массу. Чем ниже значение, тем лучше. А значит в мороз машина запустится без труда. Если конечно в основе нет «минералки».
Щелочное число (TBN —Total Base Number)
Показывает сколько щелочи надо для нейтрализации кислоты, образующейся при сгорании топлива. Само по себе очищенное масло химически нейтрально и для получения щелочи в него добавляют присадки-детергенты. В процессе эксплуатации TBN падает, а кислотное число (TAN) растет. Чем меньше становится разница между ними, тем хуже моющие свойства масла.
Поэтому, если видите в лабораторном анализе масла высокое щелочное число, тем лучше. Оно должно быть в границах от 5-14 мгКОН/г. Хорошим показателем для бензиновых моторов считается 7-8 мгКОН/г, для дизельных от 9 мгКОН/г.
Масло пора менять, если TBN = TAN или TBN < TAN.
Кислотное число (TAN —Total Acid Number)
Характеризует кислотную среду масла, которая есть всегда. В свежем масле она должна быть минимальна от 1,5-3,0 мгКОН/г. Показатель кислоты зависит от количества противоизносных присадок в масле.
С пробегом TAN еще больше увеличивается, в то время как щелочное число (TBN) падает. Поэтому эти показатели надо смотреть в совокупности. Чем меньше кислотное число, тем лучше. И чем больше разница между ним и щелочным числом, тем медленнее сработается TBN.
Испарение масс NOACK (Evaporation loss, Volatility)
Величина, показывающая сколько смазки испарится за 1 час при 250°C. Чем она ниже, тем выше термостабильность масла, а значит ниже его расход. У густого масла NOACK будет меньше, чем у масла с низкой вязкостью.
Помимо вязкости NOACK зависит от базовой основы масла и пакета присадок. Например, масло с NOACK 11-12% — гидрокрекинг VHVI. А масло с NOACK 6-8% — это с большой вероятностью ПАО синтетика или GTL базовые масла.
Сульфатная зольность
Показатель содержания в масле твердых и прочих неорганических соединений, образующихся при сгорании смазки и оседающих на элементах двигателя. Как правило, это частицы металлосодержащих присадок на основе кальция, натрия, магния, цинка и т.п.
Чем выше сульфатная зольность, тем больше образуется налета. Но при этом выше щелочное число, а значит и моющие свойства масла.
При этом не стоит забывать, что высокая зольность негативно влияет на сажевые фильтры дизельных двигателей (DPF), затрудняет запуск авто в морозы, загрязняет катализаторы, сажевые фильтры, системы EGR.
У качественных масел сульфатная зольность по международным нормам не должна превышать 2%. Согласно требованиям ACEA моторные масла по количеству сульфатной зольности подразделяются на:
- Full Saps – полнозольные смазки с содержанием золы 1-1,1%.
- Mid Saps – среднезольные смазки с содержанием золы 0,6 -0,9%.
- Low Saps – малозольные масла с содержанием золы менее 0,5%.
Для двигателей с обычным катализатором подойдут масла с показателем сульфатной зольности 1,3-1,5%. Для моторов с непосредственным впрыском — масла с золой в 1-1,15%. Для ДВС с сажевыми фильтрами, системой AdBlue, многоступенчатыми катализаторами нужно выбирать смазки с уровнем золы не выше 0,8%.
Содержание серы
Расскажет о чистоте масла и использованном пакете присадок — на сульфонатах кальция (массовая доля серы около 0,400%) или на салицилатах кальция (серы 0,200-0,260%). Если же серы в масле 0,500-0,600% и выше, то в составе точно есть «минералка» I группы и среди показателей высокое кислотное число.
Так что лучше заливать масла с массовой долей серы 0,200-0,300%. Это гарантирует, что смазка имеет синтетическую основу и богатый пакет присадок.
А теперь о присадках
Присадки делают масло чище и богаче, позволяя повысить его рабочие свойства и характеристики.
В качественных маслах среди элементов присадок обязательно будет молибден, кальций, магний, фосфор, цинк, бор.
Молибден
Современный модификатор трения и антиоксидант, который, ко всему прочему, снижает шум работы мотора и расход топлива. Улучшается холодный запуск двигателя, поскольку молибденовый слой не стекает с поверхностей. В качественных маслах его содержание в пределах 50-75 ppm(мг/кг).
Фосфор и цинк
Эта пара химических элементов — основа противоизносной присадки ZDDP, благодаря которой масло обладает противоизносной, антиокислительной, антикоррозийной и антизадирной функцией. Кроме того, фосфор содержится в модификаторах трения MoDTP.
Количество этих элементов обычно смотрят в совокупности. Для масел API SN их суммарный показатель около 1600-1800 мг/кг. Для ILSAC — 1800-2000 мг/кг. Для «дизельных» масел — 2200-2300 мг/кг.
Бор
Постоянный элемент в синтетических и гидрокрекинговых маслах. Выступает в роли дисперсанта, удерживает сажу в масле, не давая ей разлетаться по двигателю, а также продукты окисления и все нерастворимые загрязнения, не давая им слипаться и образовывать крупные агломераты. Отличный «мойщик» и нейтрализатор. С пробегом уровень его в масле снижается.
Магний
Моющий, нейтрализующий и диспергирующий компонент, который нейтрализует кислоты, удерживает частицы во взвешенном состоянии, противостоит коррозии. В смазке представлен в виде сульфоната магния или более совершенного салицилата магния.
Кальций
Самый распространенный детергент и диспергент: эффективно нейтрализует кислоты, удерживает частицы во взвешенном состоянии и препятствует коррозии. В современных качественных маслах представлен в виде салицилатов кальция и часто идет в связке с магнием. Кроме того, у масел с салицилатами кальция низкое содержание серы (0,200-0,300%) и низкая сульфатная зольность (0,8-1,15%).
В анализах отработанного масла также встречаются такие элементы как калий, кремний, натрий, литий. Кремний может быть и в анализе свежего масла, т.к. входит в состав антипенной присадки. А вот остальных элементов в свежей пробе быть не должно. В противном случае налицо контрафакт.
Материал подготовлен брендом моторных масел Havens и размещён в официальном аккаунте
Масла Havens отвечают всем современным стандартам качества. Они:
- имеют в составе синтетическая основу IV группы — полиальфаолефины (ПАО), и базовые масла III группы;
- обладают превосходными моюще-деспергирующими, противоизносными, антизадирными, антиокислительными и антикоррозийными свойствами;
- показывают одно из самых низких значений NOACK в своем классе благодаря высококачественным базовым маслам в составе;
- имеют щелочное число выше, чем у конкурентов;
- сульфатная зольность и содержание серы ниже, чем у «одноклассников»;
- стабильные показатели вязкости при 100°С обеспечивают дополнительную защиту двигателя при любых условиях эксплуатации.
И это не голословные утверждения, а подтвержденные протоколами независимых испытаний данные, с которыми вы всегда можете ознакомиться на нашем сайте