Масложор, как следует из названия, это увеличенный расход моторного масла. Так как основная функция масла – защита ДВС, то любые неполадки в системе смазки могут быть череваты серьёзными проблемами.
Определить свой нормальный расход масла можно при помощи инструкции, в ней должна быть указана его средняя и предельная величина. Однако по мере износа двигателя зазоры между кольцами поршней и стенками цилиндров увеличиваются, и двигатель начинает потреблять больше смазки. Это знак, что пора переходить на более вязкое масло, о чём мы поговорим позднее.
Помимо естественных возрастных изменений, у масложора могут быть и другие причины.
Причины масложора:
1. Неправильно подобранная смазка
Если в двигатель залить масло неправильной вязкости или неподходящее по допускам, то он будет работать некорректно, а расход масла окажется увеличенным. Кроме того, некачественные масла легко угорают и быстро стареют, что вызывает закоксовывание и залегание поршневых колец, а также увеличение объёма картерных газов.
Что делать? Не покупать масло по принципу “подешевле” или “друг посоветовал”, а выбирать его, исходя из рекомендаций производителя или надёжного автосервиса. Качественная смазка сохраняет ресурс двигателя и позволяет избежать дорогостоящего ремонта в будущем.
2. Протечки
Как правило, утечка масла связана с сальниками, прокладками или уплотнителями. В каких-то случаях признаком проблемы становится пятно жёлтого или коричневого цвета под припаркованным на ночь автомобилем. В других – проблема может не определяться визуально, особенно если утечка внутренняя. Но при повышенном расходе масла обязательно нужно допускать такую вероятность.
Что делать? Причины подтеков бывают самые разные: неисправность деталей, негерметичность соединений, забитая картерная вентиляция, перелив масла, пробитая прокладка ГБЦ, загрязнённый масляный фильтр… При обнаружении течи из двигателя (или подозрении на неё) не рекомендуем разбираться самостоятельно, с этим лучше ехать в автосервис.
3. Износ маслосъёмных колпачков
Колпачки расположены сверху ГБЦ и регулярно испытывают повышенные нагрузки при высоких температурах. Естественно, со временем их резина грубеет и теряет эластичность. Как следствие, масло может идти по втулкам клапанов непосредственно к самим впускным и выпускным клапанам.
Что делать? Заменить маслосъёмные колпачки (это нужно делать минимум – раз на 100 000 км).
Признаки, что колпачкам нужна замена:
- сизый дым из трубы
- нагар на электродах свечей и замасленная резьба
-
выхлопные газы из маслозаливной горловины
-
сложности с запуском холодного двигателя.
4. Проблемы с системой впуска.
Выяснить это можно только при помощи диагностики впускной системы. При нарушении герметичности внутри впускного тракта или недостаточной фильтрации воздуха, загрязнения могут попадать в камеру сгорания. Это дополнительно изнашивают поверхности цилиндров, колец и поршни, а на стенках цилиндров могут появиться микротрещины, в которых масло будет сгорать. Если в смазку попадёт ещё и грязь, то получится опасная смесь, которая будет стирать подвижные части двигателя и повышать угар масла.
Что делать? Одна из причин нарушения герметичности – пересохшие резиновые уплотнители, так что важно своевременно менять расходники. И раз в год проходить диагностику впускной системы.
5. Неполное сгорание топлива
Если топливная смесь слишком обогащенная, она может скапливаться внутри цилиндра, смывать масло со стенок и увеличивать расход смазки. Одна из наиболее распространённых причин такой ситуации – неполадки в работе форсунок системы впрыска.
Что делать? Возможно, стоит начать заправляться на другой заправке, а также уделить больше внимания прогреву двигателя зимой. Можно воспользоваться автохимией для промывки инжекторной системы.
6. Экстремальные условия эксплуатации автомобиля
К ним относится долгая работа на минимальных холостых оборотах, постоянное стояние в пробках или езда на холодный мотор. Всё это не приводит к немедленным поломкам, но увеличивает расход масла.
Что делать? Вряд ли возможно изменить ситуацию (кроме езды на холодный мотор – про этому мы недавно посвятили интересный материал). Как вариант, можно перейти на другое масло.
Как распознать масложор:
Косвенные признаки: подтекание масла, дымность двигателя, качество смазки, состояние свечей зажигания.
Про подтекание масла мы уже говорили выше.
Сизый дым – верный признак масложора, он может иметь различные оттенки: от прозрачного голубого до густого бело-синего. Чтобы удостовериться, что причина именно в масле, можно кратковременно закрыть выхлопную трубу листом бумаги и увидеть жирные капли, вылетающие из трубы вместе с выхлопными газами. Автомобиль может не дымить на холостом ходу, но при увеличении оборотов до 3000-4000 появляется тот самый дым.
Проверить качество моторного масла самостоятельно – сложная задача. Автолюбитель может ориентироваться только на косвенные признаки: чёрный жирный налёт на трубе глушителя, синий дым, быстрое потемнение свежего масла (если оно стало очень тёмным примерно через неделю после заливки, то либо у вас очень грязный двигатель, либо некачественное масло прогорело). Без специальной аппаратуры дать маслу оценку весьма непросто, поэтому повторим: приобретайте хорошие масла в хороших местах, согласно допускам вашего автомобиля. Любые эксперименты могут здорово навредить двигателю.
Если моторное масло попадает в камеры сгорания, то свечи зажигания покрываются масляным налетом, коксуются и выходят из строя.
Можно ли устранить масложор, сменив моторное масло?
В случае, если ДВС в целом и расходники исправны, а повышенное потребление смазки связано с возрастом авто или условиями эксплуатации, то да, можно подобрать такое масло, которое будет расходоваться меньше. Для этого нужно выбрать масло с бОльшей вязкостью, чем то, которое вы использовали раньше. Оно создаст более толстую плёнку между кольцами поршней и стенками цилиндров, что частично компенсирует зазоры из-за износа. Естественно, при выборе стоит ориентироваться на руководство пользователя вашей машины.
Ещё один вариант – перейти на более качественное масло. Помимо того, что оно будет лучше очищать и охлаждать двигатель, что продлит срок его жизни, вы сможете ещё и сэкономить. В частности, у масел Havens большая вязкость при высоких температурах, оно будет гуще многих “одноклассников”, и расход на нём будет меньше. Ещё важный момент – испаряемость у Havens ниже, чем у конкурентов (например, для Safeguard 5w40 коэффициент всего 8,3%), что также приводит к более редким доливкам.
Havens рекомендует:
Моторное масло Havens Safeguard 5w40. Это полностью синтетическое моторное масло премиум класса, разработанное специально для бензиновых и дизельных двигателей современных автомобилей.
Особенности: имеет в своем составе пакет присадок, разработанный специально для защиты систем очистки выхлопных газов. Линейка Havens Safeguard разработана для снижения выбросов загрязняющих веществ, таких как HC, NOx, CO и частиц, а также для защиты и обеспечения долговечности систем защиты от загрязнения после очистки, таких как сажевые фильтры (GPF, DPF) и трехсоставные катализаторы. Помогает продлить срок службы двигателя благодаря устойчивости к перепадам температур и позволяет увеличить интервал замены масла.