Нагар — проклятие любого двигателя. Он оседает на клапанах, поршнях и поршневых кольцах, картере двигателя, внутри и снаружи топливных форсунок. И значительно ухудшает работу ДВС. Движок начинает троить, сверх меры поедать масло и топливо, падает мощность и компрессия, из трубы валит темный дым. Верные признаки, что мотор пора спасать.
Вот тут-то многие автовладельцы вспоминают о раскоксовке — процедуре очистки деталей мотора от нагара, шлама и прочих вредных отложений.
Способы раскоксовки
Как водится, за несколько десятков лет способов раскоксовки или, как говорят на Западе, декарбонизации придумали немало. Вот основные:
1. Мягкая очистка
Можно сказать, дедовский способ промывки поршневой группы, когда в масляную систему двигателя заливается раскоксовыватель, например, керосин или димексид. Применяется за 100-200 км до замены масла при щадящем режиме работы двигателя.
Плюсы:
- дешево;
- не нужно демонтировать свечи;
- щадящие условия очистки и удаление нагара с нижних маслосъёмных колец.
Минусы:
- нагар остается в камере сгорания и на клапанах;
- эффективен только в качестве профилактики при замене масла;
- димексид растворяет не только нагар, но и пластик, а также краску на поддоне картера, что может привести к засорению сетки масляного насоса и масляных каналов.
2. Жесткая очистка
В качестве очистителя используется агрессивная химия (жидкость или пена), которая заливается через отверстия для свечей или форсунки и остается там на определенное время (от 20 минут до 12 часов в зависимости от указаний в инструкции). При этом двигатель прогревается до рабочей температуры, а поршни выставляются в среднее положение. Таким образом создается эффект паровой бани, при котором частицы нагара быстрее размягчаются.
Плюсы:
- раскоксовывается нагар на кольцах и днище поршня.
Минусы:
- чистящее средство может не попасть на стенки камеры сгорания и клапана;
- эффективность зависит от качества антикокса и типа двигателя;
- трудно определить нужное количество заливаемого вещества для полноценной очистки, т.к. объемы камер сгорания на разных авто отличаются, а инструкция обобщенная;
- для выставления поршней в усредненное положение нужен помощник, а для машин с АКПП — домкрат или подъемник.
3. Раскоксовка в движении
Здесь специальные присадки для борьбы с нагаром заливаются в топливный бак и в ходе движения выжигают коксовые отложения. А продукты сгорания вылетают из выхлопной трубы.
Плюсы:
- не требует навыков и специального оборудования;
- автомобиль может эксплуатироваться при любой нагрузке;
- происходит мягкая очистка маслосъемных колец.
Минусы:
- остается нагар на кольцах и нижней части поршня;
- трудно отследить уровень очистки;
- затратно, т.к. одной баночки с присадками для раскоксовки может не хватить;
- есть риск нарваться на контрафактные присадки.
4. Раскоксовка через систему впуска
При этом способе химический очиститель добавляется во впускную систему и воздействует на отложения на днище поршней, клапанах, компрессионных кольцах и верхней части камеры сгорания.
К этому же способу относят модный нынче водородинг (почитать о нем можно по ссылке), когда в систему впуска подается газ Брауна, расщепляющий нагар.
Плюсов практически нет. А вот минусов хватает:
- масляные кольца не очищаются;
- процедура затратная и малоэффективная;
- нужен специальный аппарат для подачи газа.
Спасет ли раскоксовка ваше авто от “капиталки”?
Поделимся своим мнением: нет. Если нагара в двигателе очень много, то бессмысленно лечить симптомы, нужно искать причину – надо записываться не на раскоксовку, а на диагностику и последующий ремонт.
Раскоксовка любым способом может оказаться полезной лишь в качестве профилактики, чтобы не падала компрессия и мощность ДВС. Ещё вариант – немного продлить жизнь мотору в ожидании капитального ремонта (хотя стоит отдавать себе отчёт, что вы машину таким образом не спасаете, а лишь оттягиваете неизбежное).
Иными словами, раскоксовкой нельзя устранить причины возникновения неисправности. Можно лишь убрать последствия. А через какое-то время нагар вернется… и все по новой. Ездить с двигателем, который нуждается в ремонте, просто опасно.
Поэтому рекомендуем взвесить все «за» и «против» – декарбонизацией можно навредить мотору: засорятся сетки масляного насоса и каналов (от воздействия димексида), может повредиться покрытие поршня, уплотнители, испортиться масло и т.п.
Поэтому мы рекомендуем заливать качественное масло и топливо. И своевременно проходить ТО.
Удачи на дорогах!