Своевременная замена масла — залог здоровья автомобиля. Всем хорошо известна «масляная классика»: столько-то км проехал, масло поменял, но это не единственная стратегия. А если ты каждый день по часу стоишь в пробках – масло расходуется больше? А если машина наоборот используется очень редко, то менять можно реже?
Давайте разбираться.
Но сначала отметим, почему так важно менять масло в срок, не дожидаясь, когда оно «кончится». Дело в том, что функции масла сложнее, чем кажется на первый взгляд. Помимо собственно смазки трущихся деталей моторное масло отводит лишнее тепло, защищает поверхности и процессов окисления, очищает от отложений. Но в нём также копятся и продукты износа – конечно, что-то осядет в фильтре, однако мелкие частицы остаются в масле в любом случае, поэтому оно довольно быстро становится тёмным. Если тянуть с заменой масла, его защитные свойства сильно снижаются – присадки вымываются, масло становится слишком грязным и больше не может выполнять свои функции.
Итак, как часто надо менять масло в машине?
Пробег по регламенту
В руководстве пользователя к автомобилю производитель рекомендует менять моторное масло каждые 10 000 — 15 000 км, а в некоторых моделях можно накатать и все 20 000 км. Правда тут же идет оговорка о необходимости сокращения срока вдвое при тяжелых условиях эксплуатации — это пробки, городской трафик, агрессивный стиль вождения, бездорожье, холода и т.п. Получается примерно каждые 5 000 — 7 000 км.
Да-да, практически все автомобили в российских мегаполисах «перехаживают» сроки замены масла, ведь водители по инерции ориентируются на те самые 10-15 тысяч км. Потому, что представляют под «тяжёлыми условиями эксплуатации» какой-нибудь БелАЗ за работой на Крайнем Севере и верят, что их железный конь такому не подвергается.
В действительности есть тяжёлые условия эксплуатации, создаваемые владельцем машины, и на них повлиять ещё можно (агрессивное вождение в духе «резкий газ – резкий тормоз», перегруз машины, использование машины как такси), а есть объективная реальность, которую не изменить. И к ней относятся:
- Короткие поездки вида «работа-дом» (10-15 км за раз), когда технические жидкости даже прогреться толком не успевают.
- Быстрый износ автомобиля в сильные морозы (поверьте, заказать такси будет выгоднее).
- Работа двигателя на холостых оборотах в пробках или во время прогрева.
- Поездки по пыльным или обработанными реагентами дорогам, грунтовкам.
- Регулярные поездки в гору (не все города у нас находятся в степях, где-то наблюдаются очень заметные для двигателя, трансмиссии и тормозов перепады высот).
Всё вышеперечисленное и есть тяжёлые условия эксплуатации. Ещё можно отметить палёные моторные масла и некачественный бензин, которые, к сожалению, нередко попадаются нашим водителям. А также желание сэкономить и залить что-то подешевле, пусть и не идеальное по допускам и рекомендациям автопроизводителя.
В общем, замена масла по регламенту в нашей реальности должна происходить каждые 5 000 – 7 000 км. Можно ориентироваться на эту цифру. Способ удобный для большинства водителей, но есть и минусы – для многих тут будет ощутимая погрешность.
Так что второй способ – менять масло по моточасам.
Замена по моточасам
Моточас — это единица времени, которая показывает фактическую работу мотора как в движении, так и в пробках.
Чем дольше двигатель работает, тем быстрее масло теряет свои свойства. Это особенно актуально в движении по городу, где постоянные остановки на светофорах, стояние в пробках ускоряют износ смазки. Причем, сроки износа масла будут зависеть еще и от его типа:
- минеральное масло требует замены каждые 100-150 мч;
- полусинтетическое масло — каждые 150-200 мч;
- гидрокрекинговое масло — каждые 200-300 мч;
- полностью синтетическое масло — 300-350 мч.
Как подсчитать моточасы?
Если у вас современный автомобиль премиум-класса, то всю необходимую «математику» сделает бортовой компьютер. В противном случае, придется подсчитывать самому. Для этого есть простая формула:
Моточасы = «пробег, км» / «среднюю скорость, км\ч».
Не каждый автолюбитель захочет заморачиваться подобными расчетами. Поэтому, несмотря на бОльшую точность и надежность этого метода, многие продолжают менять масло по пробегу.
Когда еще следует менять масло?
Раз в год
Вариант для тех машин, которые часто стоят «на приколе» и выбираются на дорогу от случая к случаю. Здесь необходимость замены масла обусловлена окислительными процессами, которые возникают при длительном простое.
По сезону
Хотя сейчас на рынке полно универсальных всесезонных масел, этот способ замены 2 раза в год подойдет для тех авто, которые:
- Имеют очень большой пробег. Частая замена смазки здесь обусловлена быстрым ее износом, образованием шлама и отложений, срабатыванием присадок в результате длительной работы двигателя.
- Эксплуатируются в регионах с резкой сменой климата. Летние густые смазки обеспечат лучшую защиту движущихся деталей в жаркую пору, а зимние менее вязкие масла облегчат запуск двигателя в мороз.
По ситуации
- при ремонте двигателя;
- при попадании в масло воды, топлива, антифриза;
- при резком падении уровня масла в моторе;
- при покупке авто с пробегом.
Что будет, если вовремя не заменить масло?
Масло, даже самое качественное, со временем утрачивает свои защитные свойства. А без должной защиты двигатель начинает «болеть»:
- повышается риск повреждения деталей из-за коррозии;
- происходит перегрев мотора из-за постоянного трения деталей;
- растет расход топлива;
- забивается масляный фильтр;
- шлам, нагар и отложения накапливаются в двигателе, что неминуемо ведет к его капремонту.
Поэтому масло, а с ним и масляный фильтр, нужно обязательно менять своевременно! А чем руководствоваться — пробегом или моточасами — уже дело вкуса.
Повторим, что замена по моточасам — более точный и надежный метод. И особенно подходит тем авто, которые постоянно эксплуатируются в городе. Но если счетчика моточасов в машине нет, а на самостоятельные подсчеты нет ни времени, ни желания, то замена по пробегу каждые 5 000 — 7 000 км тоже рабочий вариант! Главное заливать масло премиум-качества с хорошим пакетом присадок. Например, такое как Havens.
Масла Havens на страже здоровья вашего авто
Моторные масла Havens – это продукция премиум-уровня из ОАЭ. Её производит один из самых крупных и автоматизированных заводов региона (Oscar Lubricants), причём сразу на экспорт, поэтому масла Havens отлично адаптированы к любым условиям эксплуатации, в том числе, в холодных регионах.
Есть как минимум 4 причины выбрать моторные масла Havens:
• Производитель – Oscar Lubricants, один из крупнейших заводов по производству смазочных материалов на Ближнем Востоке.
• Масло официально ввозят в РФ, оно проходит контроль качества и дополнительные испытания в независимой лаборатории.
• У масел Havens отличная база на основе лёгких сортов нефти Саудовской Аравии, с низким содержанием серы и присадками от ведущих мировых производителей.
• Молибден в составе, высокое щелочное число и повышенная вязкость при 100°C позволяют увеличивать интервалы замены.
Моторные масла Havens соответствуют и превосходят стандарты качества ISO 9001, ISO 14001 и ISO 1800, требования API (American Petroleum Institute), ACEA (European Automobile Manufacturers Associations), JASO (Japanese Automotive Standards Organisation), ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee). А также соответствуют требованиям таких ОЕМ-производителей, как Mercedes, Volkswagen, Porsche, MTU, Renault, MAN, Daimler, BMW, PSA, Ford, GM, Volv.
Познакомиться с нашим ассортиментом можно на сайте в каталоге.